В мире живых существ игра
появляется уже на самых низких ступенях развития: известны брачные игры рыб и
птиц. Млекопитающие в игре обучают малышей основам охоты и искусству выживания.
Человеческих "детенышей" тоже невозможно представить без игры: этот процесс
помогает им вписаться во взрослый мир, направить излишек энергии в безопасное
русло, без лишних драк определить, кто более ловок, силен, умен и так далее. В
языке любого народа можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой:
"играют волны, ветер свищет..."; играют лунные и солнечные блики на водной
глади; играет ветер с опавшей листвой... Игра ума, игра природы, игра случая...
"Ах, вы играете мною, жестокая!" — восклицает провинциальный кавалер. Во всех
этих случаях слово "игра" обозначает легкость, непринужденность, живость, каприз
и некоторую несерьезность. Однако неверным было бы считать игру всего лишь
пустым развлечением, занятием только для детей и бездельников.
О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует
ее богатая и древняя история. В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка,
где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские
боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря,
благодаря чему к году добавилось еще пять дней.
Китайцы, как известно, любители церемоний. Воплощение изощренности восточного
ума — игра "вэй-чи", в которой участвуют сотни фигур. Знаменитый император Яо
придумал ее, чтобы отточить ум и полководческие таланты своего сына. "Игра в
палочки", отраженная в древнейшей китайской "Книге перемен", сродни медитации,
углубленному размышлению — она позволяет решить глубинные проблемы личности, о
которых в процессе игры человек, вроде бы, даже и не размышляет.
У самых своих истоков игра и гадание, предсказание судьбы были близки, почти
неразличимы. Яркий пример тому: "И-Цзин" — великая китайская "Книга перемен".
Манипуляции со стеблями тысячелистника (позже — с монетами) помогали заглянуть в
будущее и одновременно были способом наполнить особым смыслом свободное время.
Древнейший индийский эпос "Махабхарата" начинается поединком двух игроков из
родов Пандавов и Кауравов. Дуорьодхан, нечестный и ловкий игрок из рода
Кауравов, воспользовался "заряженными" костями своего дяди Сакуни. Эти кости
неизменно выигрывали. Наивный Юдихишитра проиграл сто тысяч рабов, сто тысяч
рабынь, бесчисленное количество драгоценностей и, в конце концов, царство,
богатство братьев, самих братьев и красавицу-жену Драупади. Не будь
безрассудного азарта игрока в кости — не было бы и сюжета, полного сражений и
приключений, столкновений подлости и благородства, испытаний любви на прочность
и проявления лучших человеческих качеств.
В греческой мифологии существует предание о возникновении азартных игр.
Жестокосердная девчонка, покровительница азартных игр, родилась у богини судьбы
Тихо и бога Зевса. Юная негодница придумывала различные игры, где исход решал
только случай. Она находила удовольствие в наблюдении за тем, как возникали
распри между игроками. Отчаяние проигравших приводило ее в восторг. Мамаша
потакала своей дочурке и преподносила ей в подарок игорные притоны, где у входа
ярко горели лампы, привлекая прохожих.
Римские императоры Август, Гелиогабал, Калигула и Нерон предавались азарту с
упоением, в том числе ставя на кон жизни домочадцев и имущество подданных. Не
последним источником удовольствия для них было и то, что они позволяли себе
пренебрегать знаменитым римским правом, которое предавало игры анафеме.
В развалинах Помпеи из пепла были извлечены игральные кости и доски для игры
в нарды и шашки. У древних иудеев закон приравнивал выигрыш в азартной игре к
элементарному воровству и даже грабежу. Однако... лишь в том случае, если иудей
выиграет у иудея. Если же какой-либо представитель колен Израилевых обыграл
неиудея, закон был к нему снисходителен.
Коран сурово предостерегал правоверных от любых игр, за исключением шахмат:
"Сатана помышляет посеять среди вас раздор и ненависть через вино и азарт".
В Австралии Джед Маккей, противник всех проявлений азарта, создал музей, где
собрано множество экспонатов, свидетельствующих о гибельности всякого рода игр.
Маккей также издал сотни брошюр, повествующих о греховности азарта. Каждая такая
книжечка приглашала посетить "Музей смерти". Смысл этого названия может
прояснить такой пример: в углу музея красуется скелет человека, погибшего от
таинственного местного яда, которым партнеры по игре в фараон пропитали колоду
карт.
Приведенные факты помогают нам окончательно убедиться в том, что игра — дело
серьезное, и неправы те, кто, отмахиваясь от чего-либо, что он считает
нестоящим, говорят: "А! Все это игра!"
Самые глубокие умы человечества посвящали игре многостраничные исследования.
Философ Иммануил Кант полагал, что двойственность реальности, необходимость
балансировать между сознанием искусственности конфликта и сиюминутной верой в
его реальность роднит игру с искусством. Фридрих Шиллер посвятил сущности игры
возвышенные, исполненные поэзии строки: "Человек играет только тогда, когда он в
полном значении слова человек и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда
играет". Если поставить рядом афоризм Александра Блока "Только влюбленный имеет
право на звание человека", можно предельно сблизить одержимость игрой с
одержимостью любовным чувством: любовь так же, как игра, переносит человека в
иную, виртуальную реальность, где все пропорции смещены. И это заметно всем...
Кроме самого влюбленного и... игрока!
Нидерландский мыслитель и культуролог Й. Хейзинга посвятил игре одно из самых
основополагающих исследований "Homo ludens" ("Человек играющий"). Суммируя
многочисленные истолкования роли игры в жизни человека, Хейзинга дает такое
определение: "Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри
установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно
обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством
напряжения и радости, а также сознанием "иного бытия", нежели обыденная жизнь".
В дальнейших рассуждениях Хейзинга делает шаги к сближению понятия игры с
понятием высшего духа: "Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все
абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать
серьезность. Игру — нельзя. Но хочется того или нет, признавая игру, признают и
дух".
Оставим в стороне игры спортивные и обучающие и попробуем выделить основные
причины, по которым люди играют в различные игры.
1. На первое место выйдет, конечно же, необходимость заполнить свободное
время. Ничем не занятое время — не только богатство человека, оно может быть и
его проклятием: каждому известна томительная изматывающая скука, которая может
толкнуть человека как на создание, например, изящного менуэта, так и на самый
безобразный поступок. Не каждому интересны и доступны интеллектуальные
развлечения (филармония, театр, чтение книг, философская беседа). Телевизор в
истории человечества появился сравнительно недавно — и только он один, пожалуй,
в состоянии соперничать с игрой в благородном деле соперничества со скукой. Игра
помогает упорядочить течение времени, структурировать его: выпивохи считают
время в емкостях спиртного ("Вот усидим бутылочку — и разойдемся!"), игроки — в
партиях и роберах.
2. Игра утоляет сенсорный голод личности, ее необходимость в острых
ощущениях. В игре человек становится участником захватывающих событий, исход
которых заранее неизвестен — он словно бы помещает себя внутрь приключенческой
ленты, где только в конце выяснится, играл ли он роль героя или деревенского
дурачка,
3. Инстинкт соревновательности, стремление доказать, что ты умнее, достойнее
и счастливее своего собеседника — важный побудительный мотив игры. Особенно он
ярок в спортивных играх, но и за карточным и бильярдным столом происходят
великие баталии, иногда всерьез определяющие отношение к человеку в каком-либо
кругу: "Нестоящий человек Иван Иванович! Он вчера заказал большой шлем и так
обмишулился!"
Очевидцы вспоминают, как всерьез соревновались за бильярдным столом два
больших таланта русской литературы — М. А. Булгаков и В. В. Маяковский. Выиграть
партию для них тогда значило ничуть не меньше, чем добиться признания в среде
читателей-знатоков.
4. Желание обогатиться как основной мотив стремления к игре большинство
игроков отрицают, выдвигая на первый план более благородные мотивы. В самом
деле, в таких, требующих немало интеллекта и умения играх, как, например,
бильярд или винт, стремление именно к денежному выигрышу просматривается не
столь явно, как в азартном фараоне или в любой из лотерей. Однако те, кто делает
ставки в тотализаторе или годами с безумной надеждой продолжает покупать
лотерейные билеты, конечно, в первую очередь движимы идеей обогатиться — здесь,
сейчас и в фантастических размерах!
5. Интеллектуальный тренинг, возможность проявить свои способности — этот
мотив в различных анкетах игроки указывают в числе первых. Еще бы! Такая
подоплека ежевечернего присутствия за игорным столом позволяет показать себя в
самом выгодном свете!
6. Стремление доказать свое превосходство над силами случая — один из
глубиннейших и древнейших мотивов, побуждающих человека играть. Именно это
стремление лежит в основе самых нелепых пари, игр в чет-нечет, простейших
азартных игр.
7. Часто, становясь игроком, человек из общества ставит перед собой весьма
практическую задачу: вписаться в определенный круг, обрести некий устойчивый
социальный статус. Немецкий драматург и теоретик искусства Г. Лессинг считал,
что игра в карты очень полезна для молодежи, так как невозможно представить себе
общество без игры в карты. Тонкие и дальновидные игроки в карты могли обеспечить
себе успех в карьере, сделавшись в результате карточной политики "особой,
приближенной к императору". Так, некий Мишель Шамильяр возвысился при Людовике
XIV именно благодаря тому, что иногда доставлял его величеству радость
проигрышем. В жизни Английских клубов Москвы и Санкт-Петербурга карточная игра
занимала огромное место, за зелеными столами можно было свести интересное и
полезное знакомство, обрести защитника и покровителя.
8. Игра как источник особой разновидности сексуального удовлетворения.
Эту теорию выдвинул, как вы уже догадались, венский психиатр Зигмунд Фрейд,
обладавший умопомрачительной способностью находить сексуальную символику везде и
во всем. Как же было не углядеть ее в "возвратно-поступательном движении
лопаточки крупье, сгребающего фишки"!
Многие психиатры позднейшего времени подтверждают догадку Фрейда о том, что
игра позволяет сублимировать (заместить) неудовлетворенные сексуальные
инстинкты. Жены игроков часто жалуются на их неспособность исполнять супружеские
обязанности. "Среди игроков Лас-Вегаса самые непроницаемые лица и холодные умы
принадлежат женщинам'", — утверждает исследователь. И это именно те женщины,
которые не смогли обрести своего счастья в интимной жизни.
9. Своеобразный мазохизм, тяга к страданию — мотив, многими игроками
неосознаваемый. Те же, кто отважился задуматься над своей судьбой, осознают его
мучительно остро. "Проигрыш — всякий раз маленькое самоубийство", — утверждает
герой современного американского романа. Мучимый давней неизжитой виной, он
каждый вечер отправляется в казино. Им движет странное для людей практических
желание — проиграть! Проиграть — и вновь быть наказанным за грехи прошлого!
Ричард Минстер, игрок XVII века, великий грешник, пишет: "Помимо собственной
воли я отправился в вертеп с твердым намерением избавиться от всего, что имел.
Проиграть!... Кости были брошены, и я проиграл. С трудом могу передать чувство
безграничного облегчения, переполнившее меня. Оно было сродни чудодейственному
бальзаму, исцелившему раны, нанесенные миром".
Достоевский в одном из писем жене признается, что испытал острейшее
удовлетворение, проиграв (если бы он выиграл, это было бы естественно!) в
рулетку.
Из дневника Анны Григорьевны Достоевской, жены писателя: "Он возвратился
домой, как всегда потеряв все, и заявил, что хочет поговорить со мной. Усадив
меня к себе на колени, он принялся настойчиво требовать у меня еще пять
луидоров. Как явствовало из его слов, он прекрасно сознавал, что в результате у
нас останется всего семь луидоров и нам не на что будет жить. Он все это вполне
понимает, но что же делать? Ничто другое не принесет ему успокоения. Он заявил,
что если я не дам ему денег, он сойдет с ума".
10. Игра как другая реальность
Обыденная жизнь с ее повседневными тревогами и проблемами угнетает психику.
Человек ищет выхода за ее пределы, стремится к иной, виртуальной реальности.
"Мнимая схватка за карточным столом служит сублимацией реальной жизни" (Ральф
Грин-сон, психиатр). Именно этим отчасти объясняется необъяснимое возбуждение,
охватывающее нас во время игры. Понаблюдайте за игроками в рулетку! Как часто
они забывают о приличиях, о "соблюдении лица"! Возможно, потому, что они
переносятся в совершенно другой мир, где уже не важно все то, что так ценится в
мире обычном.
Этот перечень побудительных мотивов игры, пожалуй, можно продолжать и далее —
ведь феномен игры чрезвычайно многогранен и имеет множество различных
проявлений. Однако полнее всего вникнуть в этот феномен можно только изнутри —
за игровым столом.